Особых погодных аномалий в 2016 году российские спасатели не ждут. А вот избежать ЧС и аварий вряд ли удастся. Весеннее половодье в некоторых частях страны может привести к мощным ледовым заторам. Где они могут быть? Об этом, а также о неизвестных подробностях поисковой операции в Синайской пустыне Египта на "деловом завтраке" в "РГ" рассказал глава МЧС России Владимир Пучков.
Ответил министр и на многочисленные вопросы, которые ему прислали наши читатели. Что в основном интересует людей? Оказалось - не пожары, не землетрясения, то есть не апокалиптические вещи. Так что же? Об этом читайте на сайте "РГ". Министр лично ответил на все, даже самые острые, присланные в редакцию вопросы.
Кстати, как заверил Владимир Пучков, также лично он читает и все вопросы, которые ему присылают в Интернете на официальном сайте МЧС России. А еще - и это уже неудивительно - читателей интересует погода и виды на нее.
Владимир Андреевич, в России началась зима, а МЧС каждый год готовит прогнозы. И вы их нашим читателям регулярно представляете. Чего нам ждать? Каких температурных или других неожиданностей? И где?
Владимир Пучков: Зима в России будет. Во многие регионы она уже пришла, хотя осень, особенно в центральной части страны, до сих пор не сдается. Однако прогнозы - неблагодарная вещь. Я всегда метеорологам говорю: слушайте, как вам легко жить. Во-первых, у вас вероятностный подход, оправдываемость прогнозов - примерно 70-80 процентов. Во-вторых, что бы вы ни сказали, все равно никогда не ошибетесь. Россия - гигантская страна, и когда они говорят, что будут сильные снегопады, то где-то действительно будет снегопад.
А скажут: будет сухая, жаркая погода, то и этот прогноз где-то оправдается. Был на днях в Ингушетии. Там плюс 20. Сухо, тепло. Погода изумительная. А ведь где-то уже минус 40. И это все - Россия.
Как-то собрался в Сибирь. Звоню туда, интересуюсь: как погода? Отвечают: сейчас хорошо, потеплело. Ну, я и оделся соответственно, но куртку взял. Прилетел, выхожу из самолета, чувствую: что-то не то. А у них там - минус 38. Но местные не шутили. Для них это действительно потеплело. Потому что на следующее утро мне говорят: у нас сегодня попрохладней, минус 46.
Это как валютные прогнозы.
Владимир Пучков: Нет, это все же была шутка. На самом деле подготовка прогнозов - сложный многогранный процесс. Сегодня прогнозные оценки являются основой для принятия управленческих решений по предотвращению или уменьшению масштабов бедствий.
И все же, хоть и с долей вероятности, но ваш центр "Антистихия" уже подготовил новый прогноз?
Владимир Пучков: Ожидается, что на 2015-2016 год зима будет в рамках среднемноголетних параметров.
В отдельных регионах будут сильные морозы. Традиционно это Заполярье, Якутия, Амурская область, и ряд других областей. В южных регионах будут плюсовые сдвиги погодных условий на 2-3 недели, и мы осенью все это уже наблюдали. И учитывали. На жестком контроле - завоз топлива и устойчивая работа всей социальной инфраструктуры на северных территориях. Проверили запасы расходных материалов там, где в этот переходный период нет устойчивых дорог, там, где зимники еще не открыли, а переправы уже не работают и транспортного сообщения нет.
Наверняка будут аварии на энергетике и на объектах ЖКХ. Среднегодовая статистика подтверждает это, и мы держим все эти объекты на контроле.
На Северах в этом году не повторится ситуация, как пару лет назад, когда приходилось самолетами продукты доставлять?
Владимир Пучков: Нет, в этом году северный завоз успешно проведен. И подобной ситуации, о которой вы сейчас напомнили, не будет.
К слову, та ЧС носила природный характер. Тогда на Индигирке встали баржи, потому что, во-первых, было маловодье, во-вторых, зима пришла раньше. А в этом году все стабильно.
Весенний паводок ожидаем на среднем многолетнем уровне. Хотя тяжелый лед весной может создать условия для затопления населенных пунктов и нарушения систем жизнеобеспечения. Водозаборы, дамбы и т.д. держим на контроле. Весенние пожары ожидаемы также традиционно в Сибири, на Дальнем Востоке, Северо-Западе.
Одним из наиболее серьезных испытаний для спасателей в этом году стала поисковая операция на Синае. Об этом много написано и сказано, и все же сейчас, подводя итоги, что бы вы отметили в проведении той операции?
Владимир Пучков: Она выполнялась в три этапа. На первом этапе мы обследовали 20 квадратных километров. В короткие сроки были обнаружены все крупные фрагменты самолета. Организовали сбор тел погибших, фрагментов тел и поиск черных ящиков. Но очень быстро поняли, что самолет развалился еще в воздухе и надо искать дальше. На втором этапе мы расшили круг поиска до 30 километров, и на третьем этапе - до 40. Также на втором и третьем этапах мы помогали межгосударственной авиационной комиссии, которая занималась расследованием причины.
Операция была проведена в короткие сроки в сложнейших условиях. Западные эксперты отметили ее эффективность. В настоящее время продолжается работа по оказанию помощи семьям погибших. Эта трагедия потрясла всех нас, и это общая беда и боль.
Почему до сих пор нет официального заключения, а египетская сторона не признала происшествие терактом?
Владимир Пучков: Там много процедурных тонкостей. Могу лишь сказать, что все структуры, которые осуществляли на месте обследование, неукоснительно выполняли все требования международных нормативных документов, которые регламентируют работу в этих условиях.
Комиссия, которая занимается расследованием, международная. В нее входят специалисты из Египта, Ирландии, Франции, Германии, России и других стран. И только комиссия может принять окончательное решение. Это очень длительный период, с тем, чтобы они официально подготовили заключение. Иногда на это уходят месяцы, иногда годы.
Сейчас в пустыне рядом с частями самолета вы оставили технику и какой-нибудь караул или там охраняют только египтяне?
Владимир Пучков: В настоящее время спецтехнику и спасателей мы из зоны крушения убрали. Но оперативная группа в Каире продолжает работать, и мы оказываем помощь и поддержку тем, кто к нам обращается.
Закончена ли эвакуация туристов из Египта?
Владимир Пучков: Да, эта операция практически завершена. На сегодняшний день вывезено более 90 тысяч туристов, отдыхавших в Египте. Также спецбортами МЧС России, министерства обороны и авиакомпании "Волга - Днепр" организовали доставку багажа. Это была отдельная тяжелая важная работа, которая требовала четкой логистики.
В 28 аэропортах была организована поддержка туристов, которые не смогли добраться до Египта. Гостиницы, питание, транспортная логистика, медпомощь - все было под контролем. Конечно, проблемы были, но мы их быстро решали.
Груз был без сюрпризов?
Владимир Пучков: Все без сюрпризов. Никаких запрещенных посылок не передали. Насколько возможно, багаж был доставлен в целости и сохранности. Иногда, конечно, пассажиры жалуются, что какой-то чемодан помяли. Были отдельные жалобы и на пропажу багажа. Мне об этом пишут на сайт МЧС. Разбираемся с каждым случаем.
Но присылают и благодарности. Например, очень приятно было читать письмо одной девушки. Когда стали отменять рейсы, она застряла в Каире. И спасатели ей не просто помогли. Она пишет, что такого внимания и заботы не видела в своей жизни никогда.
Вы раньше говорили, что читаете каждое письмо, которое приходит на почту МЧС. Продолжаете это делать?
Владимир Пучков: Каждую жалобу, каждое обращение рассматриваю лично. Кстати, жалоб сейчас очень мало.
О чем в основном пишут люди?
Владимир Пучков: Обо всем. Пишут по разным поводам: кого-то несправедливо уволили, не выплатив выходное пособие. Много обращений с предложениями, как эффективнее тушить пожары, ликвидировать ЧС.
Сегодня с утра смотрел - два человека пожаловались на маленькие зарплаты и отсутствие индексаций. Что можно сказать? Да, маленькая зарплата. Работаем над этим.
Или вот покритиковали за Крым, что мы туда генераторы поставляем нероссийского производства.
И что?
Владимир Пучков: Правильно критикуют. Я также постоянно обращаюсь к отечественным бизнесменам: налаживайте производство. МЧС всегда закупает только отечественную продукцию, если она, конечно, есть.
Иногда пишут на сайт МЧС и с недоверием. Недавно прислали послание, что, мол, мы знаем, что и кто за министра отвечает, но, мол, все равно передайте ему, то есть мне, то-то и то-то. Я прочитал, говорю своим помощникам: "ну-ка наберите мне этих деятелей".
Лично дозвонились? Они поверили, что это вы?
Владимир Пучков: Поверили. Но я не только читаю почту, но и ставлю все обращения на контроль, аппарат же должен работать. Так что если кто-то на свое обращение ответ не получил, пишите на сайт МЧС в рубрику "вопрос министру", разберемся.
А если задают вопросы, касающиеся гостайны, вы отвечаете?
Владимир Пучков: Да. В рамках.
Надеюсь, что все, что касается перетоков энергии, отключений, резервов мощностей, - не гостайна и сможете ответить, не грозят ли жителям каких-либо других регионов помимо Крыма масштабные отключения. А то пример блэкаута на полуострове показал, насколько может быть уязвима энергетическая безопасность. Всего-то - взрыв опоры ЛЭП, и целый российский регион оказался во тьме.
Владимир Пучков: Да, но только опора эта не в России, и починить ее мы не в состоянии, иначе все ограничилось бы отключением энергии на пару часов. А может, и вообще ничего бы не отключали. Случаи с ледяными дождями, масштабными авариями и ураганами научили нас, как справляться с подобными ЧС.
По всей стране отработаны все схемы обеспечения резервным питанием в случае аварий. Все социально значимые объекты, все объекты, от которых зависит жизнедеятельность городов, населенных пунктов, водозаборы, станции перекачки имеют резервные генерирующие мощности.
Кроме того, отработана так называемая система перетоков в энергетике. Если в одном из регионов случается беда, за счет существующих связей компенсируется и поставляется энергетика из соседних регионов.
Кстати, сегодня на контроле антикризисного центра ситуация с энергетикой на Северо-Западе, Поволжье и в центре России в связи с аномальными природными явлениями.
Не за горами новогодние праздники. Не опасаетесь, что у вас может прибавиться хлопот в эти дни, если многие россияне не поедут как прежде в экзотические страны, а останутся праздновать дома?
Владимир Пучков: У нас и так каждый год все руководители и личный состав работают в усиленном режиме практически все новогодние праздники. МЧС всегда готово к реагированию в любые нештатные ситуации. Поэтому все находятся на работе.
А себе в Новый год хоть какую-то поблажку вы делаете, все-таки для вас это двойной праздник, еще и день рождения?
Владимир Пучков: Несколько лет стало традицией, что я в час ночи по московскому времени провожу оперативное селекторное совещание. Но раскрою небольшую семейную тайну. Единственная поблажка в том, что я беру с собой сыновей. Всех троих.
То есть в 12 часов ночи вы встречаете бой курантов в рабочем кабинете в тесном семейном кругу?
Владимир Пучков: Любые праздники для спасателей - это самые напряженные дни. Мы всегда друг другу, и не только по праздникам, желаем "сухих рукавов", но готовы к любым неожиданностям. А новогодняя ночь самая тяжелая в нашей работе. С 31-го на 1-е люди расслабляются, празднуют и не все могут вовремя остановиться. Для нас это профессиональные риски. С 20 декабря по 10 января все органы управления и реагирующие подразделения МЧС России переводятся на усиленный режим работы. То же самое мы рекомендуем всем органам управления и силам единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также регионам.
С 20-го числа начинаются елки для детишек, корпоративы, католическое Рождество, Новый год. Потом, 2-3-го января, как правило, все стабильно. Как ни странно, 4-6-го - у нас скачок проблем. Люди после бурных дней выезжают на природу. Кто-то встал на горные лыжи, завел снегоход, вышел неокрепшей походкой на лед... - и началось.
А вот 7-го числа, на Рождество, для нас обычно самый стабильный день, и все показатели у нас очень положительные. И так до окончания новогодних праздников. Так что, пользуясь случаем, хотел бы обратиться к читателям "Российской газеты", чтобы внимательно посмотрели прогноз погоды и изучили особенности того региона, куда поедут отмечать Новый год.
А жителям ДНР и ЛНР праздник устроите? Повезете елки и игрушки на Донбасс?
Владимир Пучков: И елки, и новогодние подарки, и все, что нужно для детишек и для наших ветеранов на территории Донецкой и Луганской областей Украины обязательно доставим.
У вас есть планы и понимание того, как долго МЧС будет отправлять гуманитарные колонны?
Владимир Пучков: Все планы у нас утверждены, мы неукоснительно выполняем Минские договоренности. Мы ратуем за то, чтобы была снята блокада с Донецкой и Луганской областей со стороны официального Киева. Чтобы пенсионеры наконец-то стали получать пенсии, как и другие граждане Украины. Чтобы люди получали необходимую социальную помощь, поддержку от официальных властей. Но пока этого нет, мы так и будем осуществлять гуманитарную помощь, потому что наши соседи в беде.
МЧС разработало какие-то нормы того, что и в каких объемах надо завозить? Вы соотносите реальное количество проживающих сейчас на Донбассе с объемами помощи? Или просто по возможности отправляете столько, сколько сможете?
Владимир Пучков: Мы все вопросы, и прежде всего перечень грузов, согласовываем с нашими коллегами из Донецкой и Луганской областей. Ассортимент постоянно меняется. Конечно, некоторые позиции остаются неизменными, как, например, сахар, консервы, крупы, инсулин, некоторые другие медикаменты. Но кое-что добавляется сезонным образом. Например, накануне весенне-полевых работ мы доставили на Донбасс удобрения, химикаты, топливо. А перед началом нового учебного года отправляли много учебников для школ. По инициативе МГУ доставили книги в вузы, учебно-материальную базу, пособия, даже целые компьютерные классы. Также оказали практическую помощь и поддержку нашим коллегами - пожарно-спасательным и пиротехническим подразделениям. Недавно мы еще раз подкорректировали планы и совместно с энергетиками доставим туда все расходники, чтобы устойчиво работало энергоснабжение, транспортные коммуникации. Так что мы постоянно корректируем перечень груза. Каждый конвой имеет свои особенности.
МЧС продолжает согласовывать вопросы доставки и разгрузки с Красным крестом и ОБСЕ?
Владимир Пучков: МЧС взаимодействует и с украинскими коллегами, пограничниками и таможенниками. По их требованию на границе открываем борта, показываем, рассказываем.
Это пограничники ДНР или именно украинские пограничники?
Владимир Пучков: Украинские. Они подчиняются Киеву. Но мы их кормим, поим. Они живут и работают на нашей стороне границы, поскольку военные ДНР и ЛНР их на свою территорию не пускают.
Кому помимо Донбасса МЧС в этом году отправляло гуманитарную помощь?
Владимир Пучков: Продолжаем осуществлять гуманитарную операцию помощи и поддержки Сирии. Доставляем самолетами в Латакию грузы с продуктами, медикаментами и предметами первой необходимости. Попутными рейсами оттуда осуществляем эвакуацию граждан России, СНГ и зарубежных стран.
Также в этом году мы помогали Йемену, Ираку, Афганистану, Иордании, Палестине.
А вы не думали над тем, чтобы гуманитарный конвой отправить, скажем, в Тверскую область, в село, которое зарастает борщевиком, и где электричества никогда не было? Или, например, в наши районы, пострадавшие от пожаров и наводнений? Люди, к слову, задают такие вопросы, мол, другим помогаем так, словно у нас все благополучно и никому помощь не нужна.
Владимир Пучков: И я их понимаю. Об этом нужно сказать. Потому что периодически и к нам на сайт МЧС такие обращения поступают. Бабушка из Рязани, например, писала: лучше бы мне мешок картошки привезли. Она права и, несомненно, нуждается в помощи.
Но надо также понимать и другое. Во-первых, оказывая гумпомощь на месте проживания, мы минимизировали потоки людей, которые могли бы хлынуть в Россию, также как в Европу.
Во-вторых, при всех крупномасштабных бедах и нам помогают зарубежные страны. И об этом все должны знать. Так было на Дальнем Востоке, так было в Сибири, в центре России. Нам помогают на государственном уровне, нам помогают международные общественные организации, нам помогают простые граждане. Присылают евро, фунты, доллары, песо. Не все в Российской Федерации знают об этом, но это так.
Например, осенью в Бурятию тушить пожары приезжали пожарные из Монголии. Выполнив работу, они пожали нам руки и уехали. Нам оказывают помощь скандинавы - Финляндия, Швеция, Норвегия. Если что-то загорается у нас, то они по упрощенному протоколу приходят к нам на помощь и тушат пожары со своим оборудованием на нашей территории. Так же и на юге. В этом году нам при задымлении в Астраханской и Волгоградской областях пришли на помощь спасатели Казахстана. А если загорается у них, то и мы также действуем у них по упрощенному протоколу.
Самая масштабная ЧС этого года в России - пожары в Сибири. Сейчас выясняется, что нам кто-то помогал, а мы этого не знали.
Владимир Пучков: Природные пожары происходят во всех уголках земного шара. Несколько дней назад два борта МЧС вернулись из Индонезии, где больше месяца тушили масштабные природные пожары. Горит Северная и Южная Америка, говорит Европа, Евразия, горит юго-восток земного шара. Сейчас горит Австралия, которой мы также предлагали свою помощь.
Главное - из каждой беды извлекать уроки. В том числе и из тяжелейших пожаров в Сибири. Даже в той ситуации отстояли несколько сотен населенных пунктов, отстояли социальную инфраструктуру, в кратчайшие сроки организовали оказание помощи и поддержки людям. По решению президента РФ было построено жилье, и к 1 сентября заработали все школы, люди получили дома, квартиры.
Еще важные факты: не пострадал ни один социально-значимый объект, устойчиво работала энергетика, были сохранены все линии ЛЭП в тайге, во всех труднодоступных местах.
Почему в советские времена леса не горели?
Владимир Пучков: Горело во все времена. В 1972-73 годах вся Москва была в дыму. Потери были колоссальные. Каждый год горели Сибирь, Дальний Восток. Но, учитывая специфику того времени, об этом писали мало.
Сейчас пишут много, но воз и ныне там. В чем, по-вашему, решение, чтобы не повторялись подобные масштабные пожары, как в Сибири?
Владимир Пучков: Моя позиция в том, что нужен общественный контроль со стороны жителей, которые там живут, которые должны иметь права и полномочия жесткого контроля за теми организациями, учреждениями, которые занимаются лесозаготовительной деятельностью, а также за всеми арендаторами и собственниками...
Вопрос по Арктике. На днях вы сказали, что будет построен большой спасательный центр в Анадыре. Но в планах МЧС на 2016 год такой стройки нет. Может, на планы строительства повлияли санкции и кризис или все же запланированные для ввода 11 арктических центров построят, и они финансируются по каким-то другим каналам?
Владимир Пучков: МЧС России реализует целый комплекс мероприятий для повышения готовности органов управления, и подразделений, которые прикрывают российское Заполярье. У нас там работают на постоянной основе больше 18 тысяч человек.
Мы будем усиливать эту группировку новой техникой, экипировкой и оснащением. Из специализированных комплексных арктических спасательных центров четыре уже построено и поставлено на боевое дежурство. Всего в планах у нас их десять. Одиннадцатый центр - учебно-научный в Вытегре, в котором уже в этом году открыли реабилитационный центр, - осуществляем адаптацию тех, кто будет работать в северных широтах, и тех, кто оттуда возвращается.
В Анадыре в этом году мы подготовили все предпроектные решения, в следующем году начнем первый этап строительства. Там будет развернута мощная система космического мониторинга.
Может, в заключение новогодние пожелания от министра?
Владимир Пучков: Желаю читателям "Российской газеты" удачи, добра, спокойствия и благополучия. Мы первыми приходим на помощь, и спасатели всегда рядом, однако прошу всех быть внимательными, аккуратными и вежливыми друг к другу.