14 апреля 2010, 19:30
39
30 минут

Заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации области

14 апреля в Центре противопожарной пропаганды и общественных связей расположенном в Великом Новгороде на улице Михайлова дом 27 прошло заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации области. В ходе работы комиссии были рассмотрены следующие вопросы:

· «О подготовке к пожароопасному периоду и мерах по его предупреждению».

Информация начальника государственного учреждения «Новгородский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Бойцовой Надежды Александровны.

Докладчик: начальник Главного управления МЧС России по Новгородской области Брусованский Михаил Николаевич.

Содокладчик: Председатель комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Богомолов Игорь Львович.

· «О ходе работы по созданию единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в муниципальных образованиях Новгородской области»

Докладчик: первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Новгородской области Бережиани Андрей Константинович.

Заслушиваются: Председатели КПЛЧС и ОПБ Администраций муниципальных районов области.

· «О состоянии работы по представлению деклараций пожарной безопасности»

Докладчик: заместитель начальника Главного управления МЧС России по Новгородской области – начальник управления государственного пожарного надзора Купин Алексей Владимирович.

Справка-доклад

по подготовке к пожароопасному периоду 2010 года

В 2009 году в апреле на территории области установилась сухая устойчивая погода, в связи с чем резко возросло количество палов сухой травы и происходящих от них пожаров.

Всего за 2009 год подразделения пожарной охраны выезжали на тушение травы 712 раз. По причине сжигания травы произошло 26 пожаров, на которых уничтожено 53 строения, погибло 2 человека и 2 травмировано.

Ежесуточно пожарные подразделения выезжали до 100 раз на тушение травы из-за имеющейся угрозы распространения огня на объекты экономики и жилой сектор. Дополнительные расходы пожарных подразделений только по горюче-смазочным материалам составили около 200 тысяч рублей.

В текущем году, хоть и не везде еще сошел снег, на тушение травы подразделения пожарной охраны выезжали уже 3 раза (в АППГ выездов на траву не было).

Наиболее сложной обстановка была весной 2006 года, тогда на тушение травы подразделения пожарной охраны выезжали 1726 раз (2005 год – 270, 2007 год – 568, 2008 – 979, 2009 – 712). В результате пожаров, происшедших от горящей травы было уничтожено более 200 строений, материальный ущерб составил более 2 млн. рублей.

Для данного периода характерно большое количество пожаров, на которых огнем уничтожается сразу несколько строений. Так, 13 апреля 2002 года сжигание местным населением сухой травы явилось причиной пожара в д. Вольные Кусони Батецкого района, в результате которого уничтожено 18 домов (16 дачных, 2 жилых).

2009 год характерен тем, что в результате пожаров, произошедших вследствие горения сухой травы уничтожено не только большое количество строений, но еще и погибли люди.

Так, 20 апреля 2009 года в д. Славитино Волотовского района по причине неосторожного обращения с огнем при курении произошло загорание сухой травы. В результате пожара в траве погиб 1 человек (лицо БОМЖ), находившийся в состоянии алкогольного опьянения и 1 человек получил травмы (с термическими ожогами доставлен в Волотовскую ЦРБ).

21 апреля 2009 года в д. Афоносово Марёвского района так же по причине неосторожного обращения с огнем при курении произошло загорание сухой травы. В результате пожара в траве погиб 1 человек, находившийся в состоянии алкогольного опьянения.

21 апреля 2009 года в д. Устье-Кировское Пестовского района по причине нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления уничтожено здание библиотеки и 7 дачных домов с хозпостройками. Спасено от пожара 6 домов. Распространению пожара способствовал сильный порывистый ветер.

27 апреля 2009 года в д. Большое Опочивалово Чудовского района по причине неосторожного обращения с огнем при сжигании сухой травы пожаром уничтожены 1 частный жилой дом, 5 дачных домов, 3 бани и сарай. В соседней граничащей деревне Каменная мельница еще уничтожены 3 частных бани и один сарай. Спасено 4 дачных дома. Распространению пожара способствовал сильный порывистый ветер.

5 мая 2009 года в д. Захаркино Мошенского района по причине неосторожного обращения с огнем при сжигании сухой травы пожаром уничтожены 6 дачных домов. При пожаре получил ожоги 1 человек (виновник пожара, пытался самостоятельно потушить пожар). Распространению пожара способствовал сильный порывистый ветер.

Первый лесной пожар в 2009 году произошел 10 апреля в Старорусском район (площадь пожара составила 0,2 га). Последний пожар площадью 0,2 га был зарегистрирован и потушен в Боровичском районе 10 августа.

Всего в пожароопасный период 2009 года на территории Новгородской области произошло 17 природных пожаров (АППГ – 96, уменьшение в 5,6 раза),

общей площадью 19,1 га (АППГ- 315,08 га, увеличение в 16,5 раза).

Торфяных пожаров зарегистрировано не было.

Наиболее пожароопасными в прошлом году оказались Чудовский район
(2 очага общей площадью 9,8 га) и Боровичский район (4 очага общей площадью 2,45 га.). Крупных пожаров не произошло.

Осложнение обстановки в пожароопасный период происходит из-за ряда причин, но в первую очередь из-за:

наличия значительных площадей с нескошенной прошлогодней травой и отсутствия полос опаханной земли по кромке полей и лесополос, прилегающих к населенным пунктам и садоводческим участкам;

недостаточной работы органов местного самоуправления по проведению противопожарной пропаганды среди населения и принятия мер пожарной безопасности на территориях поселений.

В 2009 году силы и средства подразделений ГПС области на тушение лесоторфяных пожаров не привлекались.

Общее руководство ликвидацией лесных и торфяных пожаров на территории области осуществляла Администрация Новгородской области. Тушение указанных пожаров на территориях муниципальных образований и государственного земельного запаса организовывали и осуществляли органы местного самоуправления с привлечением имеющейся на своей территории сил и средств в соответствии с ранее разработанными планами привлечения.

В 2010 году лесных и торфяных пожаров не зарегистрировано.

В 2009 году и по настоящее время проблемным вопросом остается организация и осуществление тушения лесных и торфяных пожаров на землях запаса и сельскохозяйственного назначения, в частности фонда перераспределения земель.

В целях подготовки к пожароопасному периоду 2009 года Главным управлением определены:

перечень населенных пунктов, важных объектов экономики, нефте-, газопроводов и потенциально опасных объектов, которые могут оказаться в зоне высокой пожарной опасности;

места размещения эваконаселения и материальных ценностей из пожароопасных районов;

мероприятия по обеспечению эвакуированного населения продовольствием, питьевой водой, предметами первой необходимости, а также созданию условий для его временного проживания.

Подразделениями, подчиненными Главному управлению:

подготовлена резервная пожарная техника на шасси повышенной проходимости, которая доукомплектована дополнительно необходимым пожарно-техническим вооружением и пожарными рукавами;

проведена корректировка документов предварительного планирования, расписаний выезда подразделений пожарной охраны и планов привлечения сил и средств на тушение пожаров с целью своевременного сосредоточения личного состава и техники на месте пожара;

взяты на учет и включены в Расписания выездов (Планы привлечения сил и средств) гарнизонов пожарной охраны подразделения других видов пожарной охраны, расположенные на территории Новгородской области.

В целях координации деятельности и организации взаимодействия по выполнению Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 30 июня 2007 года № 417, утвержден Регламент взаимодействия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Новгородской области, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области и комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области «По обеспечению пожарной безопасности в лесах области».

В целях организации взаимодействия по проведению проверок и дознания по фактам возникновения пожаров:

создана межведомственная постоянно действующая следственно-оперативная группа по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с пожарами (в том числе и лесных), в которую включены сотрудники органов предварительного следствия, подразделений уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистического центра УВД по Новгородской области, управления вневедомственной охраны при УВД по Новгородской области и Главного управления МЧС России по Новгородской области;

разработано и утверждено Соглашение о взаимодействии Главного управления МЧС России по Новгородской области и комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области по предупреждению и расследованию лесных пожаров.

В целом Главное управление и подчиненные ему подразделения готовы к действиям по предназначению.

Уголовно-процессуальная деятельность органов ГПН

За 2009 год должностными лицами органов дознания управления ГПН Главного управления МЧС России по Новгородской области по фактам лесных пожаров возбуждено 1 уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 261 УК РФ «Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем» в Чудовском районе. Уголовное дело приостановлено производством в виду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

За истекший период 2010 года сообщения о лесных пожарах в органы ГПН области не поступали.

Вопросы взаимодействия должностных лиц территориальных органов государственного пожарного надзора с должностными лицами лесхозов, в том числе перечень и объем представляемой в органы ГПН информации по лесным пожарам урегулированы Соглашением о взаимодействии Главного управления МЧС России по Новгородской области и комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области по предупреждению и расследованию лесных пожаров (далее Соглашение), утвержденным 11 января 2010 года.

В качестве проблемных вопросов, возникающих в данной области при взаимодействии с лесхозами, отмечаются следующие:

в протоколах о лесных пожарах отсутствует информация о местах возникновения пожаров, предполагаемых причинах возникновения пожаров, данные необходимые для расследования в целях выявления виновников (п. 2.1.1 Соглашения);

схематические чертежи места пожара не содержат информации о месте возникновения пожара с привязкой к расположению дорог, участков проведения лесозаготовительных работ (лесосек), населенных пунктов, водоемов и пр., а также направлении ветра и пути распространения огня (п. 2.1.1 Соглашения);

в докладных записках (объяснительных) руководителей тушения пожаров отсутствует информация о классе пожарной опасности по условиям погоды, силе и направлении ветра, лесогидрологических особенностях и рельефе местности, распространении пожара, круге лиц, которые могли иметь отношение к возникновению лесного пожара (п. 2.1.1 Соглашения);

при обнаружении пожара должностные лица лесхозов обязаны немедленно сообщать по телефонным линиям ЕДДС «01» или «02» для организации сбора и направления на место происшествия (пожара) следственно – оперативной группы (п. 2.1.2 Соглашения), а также при составлении протоколов о лесном пожаре немедленно направлять их должностным лицам территориальных органов ГПН для проведения проверки и принятия процессуального решения в соответствии с УПК РФ (п. 2.1.4 Соглашения).

Данные факты препятствуют проведению неотложных следственных действий, и как следствие всестороннему и полному расследованию лесных пожаров.

Заканчивая выступление, предлагаю включить в проект решения следующие мероприятия:

Администрациям городского округа и муниципальных районов:

разработать и утвердить планы привлечения к тушению лесных пожаров сил и средств организаций районов;

обеспечить контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на торфяных месторождениях, находящихся на подведомственной территории.

Администрациям городских и сельских поселений в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности в пожароопасный период:

выполнить для населенных пунктов мероприятия, исключающие возможность переброса огня при пожарах на здания и сооружения: устройство защитных противопожарных полос, опашку, удаление сухой растительности;

организовать силами местного населения и добровольных пожарных патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся техники для перевозки воды и проведения земляных работ;

создать необходимый резерв финансовых и материальных средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации, связанной с лесными и торфяными пожарами;

организовать проведение инструктажей под роспись постоянно и временно проживающего населения о мерах пожарной безопасности при пребывании на дачных и приусадебных участках, в том числе, по исключению поджогов сухой травы и мусора, необходимости установления у каждого жилого строения емкости (бочки) с водой, действиях в случае пожара, способах вызова пожарной охраны, в том числе через операторов сотовой связи области;

организовать информирование населения о необходимости выполнения мер, предусмотренных настоящим решением, а также принятых правовых актах органов местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территориях поселений;

проработать вопрос по обеспечению сельских населенных пунктов пожарными мотопомпами;

обеспечить патрулирование территорий для контроля за пожарной обстановкой на сопредельных с лесным фондом землях с целью недопущения возникновения лесных пожаров.

Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области организовать взаимодействие должностных лиц лесхозов с должностными лицами территориальных органов государственного пожарного надзора в соответствие с Соглашением о взаимодействии Главного управления МЧС России по Новгородской области и комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области по предупреждению и расследованию лесных пожаров, утвержденным 11 января 2010 года

Принять во внимание членам комиссии, что:

организацию охраны лесов от пожаров на территории области осуществляет комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, а их тушение – организации, победившие в конкурсах на тушение лесных пожаров;

тушение пожаров на землях сельскохозяйственного назначения и запаса организуют органы местного самоуправления, на территории которых расположены указанные земли;

подразделения ГПС области осуществляют тушение пожаров на территории области за исключением лесных и торфяных пожаров, для ликвидации которых они могут привлекаться только в случае непосредственной угрозы населенным пунктам и в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Доклад

начальника Главного управления МЧС России по Новгородской области по вопросу «О создании единых дежурно-диспетчерских служб

в муниципальных районах»

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что органами повседневного управления единой системы являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (далее – ЕДДС).

В соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба», который принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 9.11.1999 г. № 400-СТ, целью создания ЕДДС является повышение готовности администрации и служб города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Государственный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Единая дежурно-диспетчерская служба»определяет, что ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления). Кроме того, данным ГОСТ определяется, что ЕДДС является вышестоящим органом для всех дежурно – диспетчерских служб (далее – ДДС) города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайной ситуации, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях.

Вопросы создания и развития ЕДДС неоднократно рассматривались на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Новгородской области. Решением комиссии от 15.07.2009 № 4/2 органам местного самоуправления рекомендовано организовать проведение комплекса мероприятий, направленных на создание единой дежурно-диспетчерской службы при органе местного самоуправления, при формировании проектов бюджетов и разработке целевых программ на 2010 и последующие годы предусматривать финансовые средства для создания и дальнейшего совершенствования единой дежурно-диспетчерской службы.

В Администрации муниципальных районов направлены письма (исх. № 11380/18 от 23.09.2009 г.) и методические материалы о порядке создания Единых дежурно-диспетчерских служб при Администрациях муниципальных районов.

Вопрос создания ЕДДС рассмотрен на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Новгородской области 25.11.2009 года. Решением комиссии от 25.11.2009 № 7/2 органам местного самоуправления рекомендовано:

подготовить предложения по размещению ЕДДС муниципальных районов;

при формировании проектов бюджетов и разработке целевых программ на 2010 и последующие годы предусматривать финансовые средства для создания и дальнейшего совершенствования ЕДДС районов;

информацию о ходе выполнения решения (распоряжение или постановление Администрации муниципального района) представить к 15 декабря 2009 года в Администрацию области через Главное управление МЧС России по Новгородской области.

Вопрос создания ЕДДС рассмотрен на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Новгородской области 18.02.2010 года. Решением комиссии от 18.02.2010 № 1/3 органам местного самоуправления рекомендовано организовать деятельность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных районов, а также информацию о ходе выполнения решения (распоряжение или постановление Администрации муниципального района) представить к 15 июня 2010 года в Администрацию области через Главное управление МЧС России по Новгородской области.

По состоянию на 14.04.2010 года ЕДДС созданы в Боровичском муниципальном районе, Новгородском муниципальном районе, городском округе Великий Новгород, в остальных муниципальных образованиях ЕДДС не созданы.

Для создания ЕДДС на первоначальном этапе выделения больших денежных средств не требуется, необходимо определить помещение для размещения службы, оборудовать рабочее место диспетчера ЕДДС компьютером и многоканальным телефоном, назначить штатных или нештатных диспетчеров ЕДДС.

Горький опыт некоторых субъектов РФ Северо-Западного Федерального округа показывает, что вопрос о создании ЕДДС начинает активно решаться только после обращения в прокуратуру о проведении проверки по факту отсутствия ЕДДС в муниципальных районах, невыполнения нормативных правовых актов Российской Федерации.

О декларациях пожарной безопасности

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент). Статьей 64 Технического регламента определена необходимость составления, предоставления и регистрации в территориальном органе государственного пожарного надзора деклараций пожарной безопасности в отношении определенного перечня объектов защиты. В соответствии с приказом МЧС России от 24.02.2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 года № 13577) декларация пожарной безопасности должна составляться для объектов:

1. Детские дошкольные образовательные учреждения.

2. Специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные).

3. Больницы.

4. Спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

5. Объекты, которые по своим параметрам, в том числе и действующие, подходят к критериям проведения государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а именно:

отдельно стоящие жилые дома высотой более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства высотой более трех этажей);

жилые дома высотой более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых превышает десять, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки с числом блоков более десяти и (или) высотой более трех этажей);

многоквартирные дома высотой более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (многоквартирные дома высотой более трех этажей и(или) состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых превышает четыре);

объекты, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

объекты, для которых требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон;

отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой более двух этажей, общая площадь которых составляет более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (общественные здания высотой более двух этажей и (или) общая площадь которых составляет более чем 1500 квадратных метров);

отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой более двух этажей, общая площадь которых составляет более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности (производственные, складские и сельскохозяйственные здания высотой более двух этажей и (или) общая площадь которых составляет более чем 1500 квадратных метров).

Декларация должна быть разработана собственником объекта защиты, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором. Так, например, учитывая положения части 4 статьи 64 Технического регламента, декларацию пожарной безопасности на многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения разрабатывает орган управления многоквартирным домом, на общественное или административное здание, принадлежащее нескольким собственникам, - орган управления зданием.

Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.

В декларации пожарной безопасности указываются статьи Технического регламента и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты. Причем на действующие объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.

Сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно.

Декларация представляется в уведомительном порядке и согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Отказом в регистрации декларации пожарной безопасности может послужить только её несоответствие установленной форме.

Установлено, что для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Технического регламента, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента, а именно до 1 мая 2010 года.

На сегодняшний день органами государственного пожарного надзора зарегистрировано всего 376 деклараций пожарной безопасности, что составляет только 15,3% от общего количества объектов, подлежащих декларированию, в том числе:

1. Детские дошкольные образовательные учреждения – 62 из 233 (26,6 %).

2. Специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные) – 38 из 52 (73%).

3. Больницы – 11 из 51 (21,6%).

4. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений – 18 из 53 (34%).

5. Объекты, для которых законодательством предусмотрено проведение государственной экспертизы – 247 из 2062 (12%).

Наличие декларации пожарной безопасности будет проверяться сотрудниками государственного пожарного надзора при проведении мероприятия по надзору на объекте. За отсутствие декларации пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

С целью оказания безвозмездной помощи в подготовке и оформлении деклараций пожарной безопасности в управлении государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Новгородской области создан консультационный совет.

Заканчивая выступление, предлагаю включить в проект решения следующие мероприятия:

в целях соблюдения действующего законодательства в области пожарной безопасности завершить работу по разработке органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями всех форм собственности и обеспечить регистрацию деклараций пожарной безопасности в установленный законодательством срок.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8162) 699-999
Единый «телефон доверия»
gu@53.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)